ВАЗ-2121 "Нива": плюсы, минусы и немного истории

Сложно представить человека, который бы не знал автомобиль с красивым патриотичным названием “Нива”. Кажется, совсем недавно, по городским дорогам, как муравьи, бегали десятки плодов творения Волжского автомобильного завода. А, тем временем, с момента выпуска первой модификации ВАЗ-2121 прошло уже 43 года, но резвый внедорожник не собирается отправляться на пенсию. Пусть, в мегаполисах автомобиль уже не так популярен, зато в небольших городах и бывших союзных республиках на нем по сей день с ветерком катают девчонок и решают бытовые вопросы.

ВАЗ-2121 "Нива": плюсы, минусы и немного истории
Фото 1: ВАЗ 2121 "Нива" (Источник: Яндекс.Картинки)


Как машину назовешь - так она и повезет

Пожалуй, ни у одного автомобиля не было столько наименований, сколько у Лады 4х4. Кстати, такое название машина приобрела только в 2013 году, на основании соглашения между АвтоВАЗом и General Motors, по которому товарный знак “Нива” перешло к General Motors и может использоваться только для автомобиля Chevrolet Niva. Во время первых тестирований, автомобиль называли Formika (муравей), но это название не прижилось так же, как и шуточное наименование прототипа ВАЗа-2121 — “Крокодил Гена”. В итоге, сошлись на “Нива”, что вопреки бытующему мнению, дает отсылку вовсе не к большому пшеничному полю, а к именам детей конструктора проекта 2121 Петра Прусова и ведущего конструктора ВАЗа Владимира Соловьева — Наталья, Ирина, Вадим, Андрей.

Фото 2: Тот самый “Крокодил” - прототип “Нивы” Э2121 (Источник: Яндекс.Картинки)

Работа в Антарктиде, Брежнев и покорение Эвереста

Работа над созданием внедорожника проводилась с 1972 года, а уже в 1977 году с конвейера Волжского автозавода сошла первая “Нива”. Целью производителей было создание автомобиля повышенной проходимости для жителей сельской местности. Тогда производители не знали, что возможности ВАЗ-2121 окажутся гораздо масштабнее.

Первый автомобиль был оснащен полным приводом, двигателем объемом 1,6 л и четырехступенчатой коробкой передач. Ходовая мощность “Нивы” достигала 85 лошадиных сил, а разгон до 100 км/ч. Сейчас эти характеристики не кажутся впечатляющими, но для того времени было в самый раз. Помимо стандартной, автомобиль выпускался в еще нескольких модификациях:

  • ВАЗ-21211. Экономичная модель для стран с высокими ценами на бензин;
  • ВАЗ-21212.Модификация с правым рулем для экспорта в Японию и Англию;
  • Lada 4x4 Niva Poch. Модель, модифицированная для участия в ралли и выдающая мощность до 310 “лошадей”;
  • ВАЗ-2122. Модель-амфибия, изготовленная для советской армии по спецзаказу Минобороны. Технические особенности позволяли армейской “Ниве” передвигаться по воде со скоростью 4 км/ч.
  • ВАЗ-21215. Модификация на дизельном двигателе от Peugeot была выпущена для отправки на экспорт.

Внедорожник настолько ценился своими ходовыми и универсальными качествами, что в 1990 году был отправлен в помощь полярникам для работы на станции Беллинсгаузен в Антарктиде. Удивительно, но автомобиль выдержал целых 15 лет эксплуатации в условиях сурового климата и проехал по снежному бездорожью свыше 12 000 км. Сейчас этот ярко-красный первопроходец ушел на заслуженный отдых и радует посетителей ВАЗовского музея. А в 1998 году “Нива” снова шокировала мировую общественность своими возможностями и добралась до Эвереста, взобравшись на высоту 5300 м. Недаром, этот автомобиль оценил сам Л.И.Брежнев, являвшийся заядлым автомобилистом и первым авто коллекционером в СССР.

Нива — чемпион ралли “Париж-Дакар”

Мало кто интересовался биографией “Нивы” настолько глубоко, а ведь там кроется немало удивительных фактов. ВАЗ-2121 не только обрел невероятную популярность в Европе (кстати, как и многие автомобили советского автопрома), но и успел отличиться спортивными достижениями. Впервые “Нива” заявила о себе на ралли 1986 года, когда в гонке принимали участие около 170 автомобилей, и стартовало сразу 5 экипажей! Такого масштаба не ожидал никто и, уж тем более, мало кто верил в успех никому неизвестного тогда автомобиля.

Lada 4x4 Niva Poch
Фото 3: Lada 4x4 Niva Poch на ралли “Париж-Дакар” (Источник: Яндекс.Картинки)

Вопреки ожиданиям, до финиша дошли целых два экипажа из пяти. Конечно, для ралли были представлены модели ВАЗ-2121 не в стандартной модификации, а с несколько измененной спецификой, чтобы выдержать суровые условия гонки — 15 000 км по пустыне и грунтовой дороге. Была установлена усиленная подвеска, бензобак с большей вместительностью, проведена защита днища и был вварен каркас безопасности. Все в соответствие с техническими стандартами ралли “Париж-Дакар”.

Для дальнейшего достижения успехов, когда соревнования осуществлялись уже с более мощными автомобилями, “Ниву” пришлось немного подшаманить. В 1981 году объем двигателя был увеличен до 1,8 л, благодаря чему мощность автомобиля выросла почти вдвое — до 140 лошадей, что произвело фурор на гонках Дакар-81, заняв тогда 3 место. А, уже в 1983 году, когда был установлен новый двигатель Simca объемом 2,4 л, ВАЗ-2121 взял серебро, оставив позади мощный Range Rover. После проведения гонок авторитет советского автопрома на европейском рынке значительно вырос, что стало мощным рывком в увеличении продаж “Нивы” на экспорт, которую европейцы ласково называли “русский танк”.

Плюсы и минусы ВАЗ-2121

При своей компактности “Нива”отличается высокой проходимостью, что делает ее универсальной. На такой машине можно и за покупками съездить, и в деревню, и погонять по бездорожью. Автомобиль не боиться ни снега, ни грязи и, маленький лайфхак — не привлекает внимание гаишников, что особенно актуально для жителей больших городов и путешественников. Небольшие размеры и простота конструкции позволяют без труда отремонтировать машину или превратить в навороченный джип с агрессивным обвесом и высоким подъемом. Еще одним плюсом ВАЗ-2121 является доступность и невысокая стоимость запчастей, хотя, что парадоксально, ремонтное обслуживание у мастера обойдется дороже других моделей ВАЗа.

Среди недостатков “Нивы” можно упомянуть недостаточную комфортабельность, в сравнении с тем же УАЗ “Патриот” (хотя, если сравнивать с УАЗ “Хантер”, то можно привыкнуть)), и высокий уровень шума, что характерно для двигателя с цепным приводом ГРМ. Любителей крупногабаритных грузов расстроит небольшой багажник, в который поместится, разве что пару мешков картошки. И, плохая новость для экономных водителей, ВАЗ-2121 любит плотно покушать — средний расход топлива составляет 13-14 литров на 100 км.

Бесспорно, ВАЗ-2121 занимает достойное место на пьедестале советского автопрома и может посоревноваться даже с некоторыми импортными автомобилями, что доказывает опыт участия в ралли. Универсальность машины позволяет ее эксплуатировать в любых погодных и географических условиях, а главное, “Нива” обладает огромными возможностями для тюнинга, где каждый автолюбитель сможет реализовать свой творческий потенциал.