Как создавалась легендарная Нива

Советский внедорожник Волжского автозавода. История создания.

В далеком 1970 году главный министр СССР А.Косыгин поставил задачу перед конструкторами трех советских автозаводов создать новый автомобиль повышенной проходимости для сельского труженика, для охотников и рыбаков. Мы не станем описывать противостояния всех трех заводов, расскажем только о трудной дороге к успеху Тольяттинского завода по созданию «Нивы».

Как создавалась легендарная Нива
123
Фото 1: Старое фото Нивы (Источник: Яндекс.Картинки)


Апрель семьдесят первого года, первый техсовет, на котором обсуждали будущее нового внедорожника, его конструктивные особенности, будет ли он рамным, какие будут подвески автомобиля, зависимые или наоборот. Обсуждалась тормозная система. Разработав основные направления, конструкторы приступили к созданию опытного образца. Через год такой образец был создан. Надо отметить, что на тот момент ее внешний вид был далек от того, к которому мы все привыкли. Один из первых опытных образцов назывался «Гена». Внешне это было усовершенствованное шасси, имеющие сверху простой тентовый кузов. В 1973 году художник и дизайнер завода Семушкин Валерий, опираясь на внешний вид итальянского автомобиля Фиат-127 создает тот неповторимый внешний вид «Нивы».

Конечно, сегодня Нива имеет некоторые отличия от той, первой, но это все небольшие корректировки в силу модернизации и обновлений машины. Общая задумка и воплощение конструкторов сохранено.

В 1974 году начинаются первые испытания. В них принимают участия «Тольяттинский выпускник», проект Ижмаша Иж-14, английский Ленд Ровер, УАЗ – 469. Испытания проводили на Дмитровском полигоне. Там было все, и болото, и грязь, и пашня, словом все «прелести», на которых предстояло машинам показать свои ходовые качества. Во время тех испытаний у создателей Нивы родился термин «пролетаемость». Он характеризовал способность Нивы за счет своего относительной легкости и маневренности, проскакивать на скорости трудные участки, динамическая проходимость. Однако на длинных дистанциях постепенно вязла. А вот уазик преодолевал такого рода препятствия. Ну что ж, всегда есть и плюсы, и минусы, не в этом суть. Испытания машины проводили еще долго и порой жестко. Проводили испытания и на Памире и в Средней Азии, Урале. И вот, наконец, Центральная комиссия вынесла постановление: «Автомобиль пригоден, подготовить для серийного выпуска и экспорта». Это постановление вышло 31 июля 73–го.

Фото старой Нивы
Фото 2: Фото Нивы первых выпусков (Источник: Яндекс.Картинки)

Более 80 процентов созданных автомобилей уходили на экспорт. В последующих годах были построены заводы в Чили, Канаде, Эквадоре, Греции. А в Японию только одна Нива из всех советских автомобилей шла на экспорт. Из всех созданных машин, а их за тридцать с лишним лет более 2-х миллионов, почти 500 тысяч! ушло за рубеж.

В заключение скажем, благодаря усидчивости, полной отдаче своему труду конструкторами завода был создан уникальный автомобиль, сочетающий в себе комфорт легкового автомобиля и проходимость мощных внедорожников, который получил высокие оценки за рубежом. В странах Европы, особенно восточной, встать в очередь за Нивой, было абсолютно нормально. Австрийский авто журнал в 1978 году написал « Русские очень четко проанализировали авто рынок и точно определили пустующую нишу!»